Откуда пошла Земля Горловская
После знакомства наших читателей с историей посёлка Никитовка, я долго штурмовала библиотеки, интернет и знакомых историков в надежде найти много материала о нашем городе и истории создания его посёлков. И вот инет меня привёл на блог горловского блогера Егора Воронова, где я нашла статью, от которой сама была в восторге.. Это именно то, что я искала и с чем хотела вас познакомить.
ГОРЛОВКА, О КОТОРОЙ НЕ ПИШУТ
Люблю возвращаться в старое время. Додевайсное. Домобильное. Доинтернетное. Оставлять в одиночестве телефон, выходить из дому и гулять пятиэтажными улицами и панельными дворами. Бурить взглядом угольные пласты лиц, заходить в звенящие колокольчиками магазины, сидеть на разрисованных маркером скамейках и говорить с незнакомками в трамвае. Снова превращать Горловку в большой и неизвестный мне город. Заново открывать его и искать необычные места. Удивлять себя ассиметричными изгибами улицы Светлая, поражаться уютным дворикам Малой Кирова, изучать заброшенные двухэтажки Семидорожек, теряться в дачной автономии улицы Оленина и не верить своим глазам при виде горняцких бараков на «5 шахте». Да, я люблю глаголы в своем городе – слушать, спорить, вдыхать, смотреть, ходить, петь, читать, жить и еще многое-многое другое.
Когда меня спрашивают о том, какой бы город мира я хотел увидеть, то я честно отвечаю – Горловку. Я до сих пор так и не посмотрел ее всю. А это, поверьте, для меня намного интереснее, чем по два часа автобусным туристом галопировать фасады Парижа, Вены или Милана. Зачем? Я в любой момент могу посетить Дрезден – так горловчане с любовью называют Дзержинск. Или, например, Калифорнию – та часть Калининского района, что находится за северной промплощадкой «Стирола». Там живут суровые и так непохожие на жителей ЦГР люди. Калиновка – это вообще иной мир, проводником куда служит призрачный трамвай восьмого маршрута. Если во всей Горловке неформалы испокон десятилетий являлись штрафбатом маргинальной молодежи, то в Калиновке они – многочисленный авангард. Наша Калифорния до сих пор является неким центром горловской панк-культуры. В музыке, стиле жизни и социальной тенденции к анархо-протесту. Это рабочий район, со своей не терпящей слабости и конформизма атмосферой. Своими законами существования, резко контрастирующими с другими частями Горловки. Поэтому, несмотря на название «Калифорния», по внутренней своей сути Калиновка больше всего напоминает Манчестер или Ливерпуль (так говорят побывавшие и там, и там). Стоит хотя бы вспомнить группу «Базедова болезнь» (ныне «Солнечное сплетение») – абсолютно бесшабашные и до корней бород пролетарские ребята. Один из нестареющих и драйвовых локомотивов рокенрольного андеграуда химической столицы Донбасса.
Сестра-близнец Калифорнии – Бессарабка. Мало кто знает, но официально такого названия нет. Это поселок шахты им. Изотова. Но если Калиновка – это пролетарский поселок, то Бессарабка – уже субпролетарский. Иными словами, жители постиндустриальных районов, которые теряют классовую рабочую принадлежность и все больше втягиваются в нелегальную или криминальную сферу деятельности. Тем не менее, для меня Бессарабка остается интересным районом. Со своими неизменно врезающимися в память двухэтажками в «серых» шубах и с трапецевидными эркерами. Долго пытался узнать - почему же Бессарабка? Но так мне никто и не ответил. Говорят, что здесь еще до войны селились выходцы из Молдавии. Вполне возможно. Больше всего меня тут поражает местный парк, от которого остались только «античные руины» - арки, стены и основания колонн. Заросший и пустой, а, говорят, еще пару-тройку десятилетий назад в нем было даже колесо обозрения!
Не так далеко от этого поселка (в 2-3 км на юго-запад) находится поселок Комарово, в народе называемый просто – Курганка (возле которого я впервые увидел геодезический знак). Видимо, здесь некогда было расположено захоронение (скифское, сарматское или иной культуры – не знаю). Расположена Курганка совсем рядом с одним из самых мистических мест Горловки – Никитовским ртутным комбинатом. Заброшенные карьеры, красно-фиолетовые озера, превратившиеся в лесистые минисопки ртутные отвалы… Эти места можно исследовать бесконечно, открывая все новые и новые ущелья и укромные долины. Кстати, последний дальний карьер НРК – называется Черная Курганка. Зловеще не правда ли? А буквально в нескольких сотнях метров от него высится холм, который местные кличут «Черный бугор». Попав сюда в октябре-ноябре, складывается ощущение, что ты находишься на границе миров. Ткань реальности настолько тонка, что знающий человек способен прейти здесь на другую ее сторону. Диффузировать своей физической сущностью в мир духов.
Да что ж это я о мрачном. Заглянем вновь на другой конец Горловки. Поселок «Солидарность». Одной из его «изюминок» является…. Аргентина! Говорят, что в 1950-х сюда начали приезжать те наши соотечественники, которые волею судеб оказались во время Второй Мировой войны в этой южноамериканской стране (по другой версии дело происходило в 1970-х и это были эмигранты, которые бежали от преследований режима Хорхе Виделы). Пожили «аргентинцы» у нас до 1990-х и уехали (хотя далеко не все). Название так и прижилось. Многие рассказывают, что когда уже наши люди делали ремонт в выкупленных квартирах Аргентины (а они были «сталинской» планировки), то находили в стенах КГБшные прослушивающие устройства. Кстати, половина женщин из центра ездила сюда к «аргентинским» портнихам, которые на весь город славились своим мастерством кройки и шитья.
Чуть дальше Аргентины находится Соцгородок. Уникальный тем, что там расположен шикарный, но недостроенный в 1994 году ГКХЗ, многоэтажный дом. Совсем недалеко от Соцгородка есть пруд с поэтическим названием… Байкал! Рядом с терриконами шахты им. Гаевого соседствует поселочек Кузнецовка. Но этимология такого названия никак не связана с ковкой металла, а происходит от сорта вишен, который тут довольно активно высаживали. Примечательная страница истории Кузнецовки и в том, что половина поселка находится под терриконом. В советское время было принято решение (из каких-то технических соображений) расширять отвал в сторону жилых домов, а потом и дальше, переселяя людей на 88 квартал и новые жилые массивы.
Кстати, что касается наших жилмассивов. Если глянуть на город с террикона, например, шахты им. Ленина (в народе именуемой «пятой»), то вы увидите, что основная часть Горловки – это одно, двух или пятиэтажные строения. Почему? Ответ прост – слишком много шахтных выработок под городом. Однажды даже провели глобальный архитектурно-строительный опыт – построили экспериментальный дом (с особым фундаментом и конструкцией) по проспекту Ленина на этих самых выработках. Что, спросите вы? Дом-то стоит, но со временем скособочился, пошел трещинами и чуток накренился. Кстати, в этом районе даже двухэтажки и частные дома покрыты трещинами. На этом, кстати, в центре города « жилищные эксперименты» не закончились. Быть может, кто-то помнит историю с многоэтажным домом на пересечении улицы Гагарина и проспекта Победы, где ныне находится магазин «Барс»? Так вот он таки ушел под землю. Часа в четыре утра начал медленно оседать и сложился, как карточный домик. Я даже встречал одного шахтера, который был жильцом этого дома. Рассказывал, что пришел со смены, как вдруг почувствовал что-то похожее на землетрясение. Выбежал, как и его соседи в домашней одежде на улицу, а дом-то того – тю-тю. Было это, говорят, где-то во второй половине 1980-х.
Поэтому расположение наших панельно-высотных жилых массивов – неслучайно. Они стоят на безвыработных площадках (либо там, где выработки на очень приличной глубине). Это ж/м «Комсомольский» (чаще говорят -«Комсомолец»), 88 квартал, ж/м «Строителей» (а не «Строитель», как его обычно именуется) и ж/м «Солнечный». Еще сюда можно прибавить и 245 квартал, который наполовину панельно-девятиэтажный, а наполовину 5-этажный. Что касаемо ж/м «Солнечный», а в народе «5 квартал», то тут тоже много путаницы. Старая часть «квартала» - это, в основном, хрущевки и «бессарабские» двухэтажки. Район улицы Космонавтов Волковых. Местные называют эту часть «старушкой», восточная же ее часть известна, как «Париж». Район, который ближе к рынку «Александрия» и конечной маршрута № 2 – это основная часть «5 квартала», который на самом деле… 405 квартал!
В километре от ж/м «Солнечный» на северо-восток находится поселок «Финские» (неофициальное название). На самом деле это часть поселка шахты им. Румянцева. Любопытно, что здесь находится улица… Прометея! Представляете себе, скольким шахтером здесь выклевал печень местный орел? Вообще, это очень интересное место, где на 90% живут горняцкие семьи. Здесь даже для мусорных контейнеров используют запаянные шахтные скипы, в крышках которых вырезаются квадратные дыры. Когда приходит время забирать мусор, то приезжает грузовик, ставит новый ковш, а старый грузит и увозит. Элементарно! Все это стоит увидеть, чтобы узнать этот город. На мой взгляд, с ним можно познакомиться именно так, по-другому это будут куски текста на обрывках газет, приклеенных к обтрепанной доске объявлений.
Или вот вы знаете, что нынешний центр Горловки, площадь Победы – это уже четвертый центр? В довоенное время главная площадь нашего города называлась Старобазарной (к середине ХХ века на ней осталась лишь водозаборная колонка и пустырь) и находилась она в районе нынешней Станции юных техников. От нее расходились мясной, мучной, аптекарский переулок, была и торговая улица. А ближе к машзаводу располагался район «Шанхай», снос которого увековечили даже в исторических хрониках. Потом центр сместился к остановке шахты Кочегарка (площадь Революции) и Свято-Никольскому храму. В 1950-х он был уже возле нынешнего здания «Артемугля», которое на тот момент являлось исполкомом. А еще позже на площадь Победы. С начала 2000-х центр Горловки неустанно перенимал район КСКЦ «Стирол»-Горловского горсовета-бульвара Димитрова. Последний, кстати, еще в начале 2000-х имел народное название «Бродвей». Так что еще чуть-чуть, и центр Горловки будет где-то на «Строителях».
История нашего города хоть и невелика, но стремительна и имеет много интересных деталей. Жаль, что никто до сих пор так и не удосужился написать о его забытых «народных» страницах. Вот кто помнит, как к предполагаемому приезду Брежнева (был вариант, что он поедет через Горловку из Днепропетровска в Луганск) вдоль 16 линии начали сооружать забор? Своеобразный «потемкинский» способ оградить очи вождя от «шахтерских шале» по пути. Но, генсек так и не проехал, а забор остался. К началу 1990-х его растащил местный народ на изгороди и стройматериал. А кто знает, что после Великой Отечественной войны Горловка заканчивалась там, где сейчас находится магазин «Брусничка» по улице Комсомольской? В тот момент на месте Сквера Энергетиков находился военный аэродром! Вплоть до середины 1960-х в районе центрального корпуса ГГПИИЯ был небольшой лес, и текла река! Да, как же я забыл иняз и его знаменитые корпуса – ЦК, «Бастилия», «Сорбонна», «Соловки». И еще вот такой момент, вы задавались вопросом что за «руины» находятся возле правой стороны от Кировского рынка? Это фундамент так и непостроенного нового общежития нашего института иностранных языков.
А еще ведь у нас, в Горловке есть два хутора! Стенки и Шевченко. Вот так неожиданно в промышленной Горловке два официально «зарегистрированных» хутора. А еще до войны между Аксеновкой и «Стиролом» находилась Русская слобода. Знали? Еще одна тайна стироловских окрестностей – Верина могила. Расположена она возле сульфатных отвалов и Поклонска. По сути это курган, возле которого были расположены каменные изваяния. Но мне как-то довелось от местных жителей слышать красивую легенду о похороненной здесь дочери помещика (который якобы высадил здесь Воробьевский лес для шахтных нужд). Я ее не помню и думаю, что это выдумка, но так приятно, что люди продолжают сочинять легенды. А вот, знаете, почему поселок «Химик» называют «Почтовый»? Местные говорят, что наш химзавод был настолько засекречен, что дома вокруг него называли для конспирации «Почтовый ящик». Название со временем сократилось до «Почтовый».
Надеюсь, что в будущем я услышу еще немало сказочных, легендарных и реальных историй о своем городе. Кто-то напишет его неофициальную историю, и мы узнаем много забавных и интересных рассказов. Очень хочу, чтобы в эту книгу вошли и «вечные наши места», как, например, Книжный магазин на пересечении пр. Ленина и ул. Пионерская. Или недалеко от него расположенной «Пельменной», которая пережила не только 90-е, но и войну. Или «невезучие места», как дом по ул. Кузнецова-Зубарева, 26. Знаете, об этом городе можно писать бесконечно. Даже если кто-то сомневается в его будущем, у него было замечательное прошлое.
#горловка #днр #донбасс #война #ато #горловка_обстрел #обстрел #горловка_новости #новости #сводки #комментарии #авторские_статьи #интересные_мнения #юмор #взаимопомощь